Роман Набокова называют спорным, пытаются запрещать и с завидным упорством обвиняют величайшего русского писателя в пропаганде уголовно наказуемых отношений. Почему подобные рассуждения лишь смешат и раздражают лингвистов? Почему филологи не защищают любимого автора от его же читателей, объясняя им, что хотел сказать автор? Дело в том, что объяснения не лежат в обывательской плоскости. И если воспринимать «Лолиту» как автобиографический очерк – оправдать автора нельзя. Тогда как же понимать роман? О чём он, полезен ли он, способен ли он взрастить настоящих преступников? Давайте начистоту: идея о запрете «Лолиты» сродни идее о запрете вообще всей классической литературы. Не только Боккаччо, Данте или Петрарки. Но и Шекспира, Чехова и даже Маяковского, которого по той же логике можно обвинить в чём угодно – например, в пропаганде детоубийства. Вы же помните его «я люблю смотреть, как умирают дети»? Вот именно. Посмотрев этот класс, вы узнаете не только о том, как читать «Лолиту». Вы поймете саму суть литературного творчества, отделите мух от котлет и сможете, наконец, приобщиться к мыслительному процессу, происходящему в голове большого художника.
Это один из самых важных классов, после которого мы сможем говорить с вами о литературе совершенно иначе. Набоков научит вас воспринимать мир как текст, отличать лингвистическую утопию от реализма. А тех из вас, кто мечтает хотя бы приблизиться к стилистике блестяще образованных писателей мирового масштаба – он научит совсем уж немыслимым вещам: выражать словами сложные особенности человеческого ассоциативного мышления, вплетать в повествование неожиданно образовавшиеся в мозгу случайные связи, воспринимать и понимать всю суть посмодернистской «интровертной» литературы. Да, вы всё правильно поняли: мы покажем вам подлинный языковой шедевр литературы для интроверта. Ни больше, ни меньше.
Предыдущий класс: Классика и современность в литературе: Стивен Кинг и Гомер
Следующий класс: Модернизм в европейской литературе: Джеймс Джойс