Веласкесом принято восхищаться, но никто толком не понимает, почему. Немецкий художник Антон Рафаэль Менгс как-то сказал, что «все остальные картины – раскрашенное полотно, и один только Веласкес – вся правда жизни!». Хочется спросить: и где там правда? Бесконечные портреты знати, нищенствующие философы, карлики и придворные шуты. Зачем это всё? Если искать ответ в сюжете – получится, что и не нужно. Но литература в искусстве вторична, и в этом всё дело. Наш класс не о том, что именно изображал на своих полотнах Веласкес. А о том, как конкретно он это делал. «Как у Веласкеса» не получалось больше ни у кого, потому-то его живопись абсолютна и совершенна.
На этом занятии вы научитесь ощущать совершенство Веласкеса. И поймете, почему Сальвадор Дали говорил, что если музей «Прадо» загорится, он лично вынесет из пожара «воздух Менин». Вы увидите в официальных портретах – друзей, а на распятии – невыразимо одинокого спящего человека. Вопрос «как» станет для вас главным вопросом, с которым вы будете подходить к полотнам великих. И, задавая себе каждый раз этот вопрос, научитесь находить на него четкие, выразительные ответы. Видеть их и безошибочно считывать.
Этот класс рекомендуем смотреть вместе с классом Тайны испанского барокко: Эль Греко