Совместимы ли гений и злодейство? Это вечный вопрос, на который литература пыталась ответить однозначно. Однако, у живописи свой взгляд. И этот взгляд отражают полотна Караваждо и его биография, напоминающая криминальные хроники. Почти половину жизни художник провел в тюрьмах. За его голову была назначена награда, потому что он совершил как минимум одно убийство и умер при загадочных обстоятельствах, так и не получив прощение Папы Римского. Он пил, посещал публичные дома и кабаки, ввязывался в неприятные истории. Но именно он совершил в живописи настоящую революцию. В те времена, когда все подражали Рафаэлю, именно он нашел новые грани светотени и открыл уникальную технику «тенебросо», которая надолго останется в истории изобразительного искусства. Его картины предельно натуралистичны, он откровенно глумится над канонами, именно он пишет первый в своем роде натюрморт — и фактически становится родоначальником жанра. А после его смерти в Европе образуется целое одноименное течение — «караваджизм».
Но одновременно с подражателями, разумеется, существовали и люди, которые мечтали уничтожить все работы художника. И сделать так, чтобы о них навсегда забыли. Так и вышло. Почти три столетия о Караваджо никто не вспоминал. Однако, в XX веке слава, все-таки, нашла героя, и мир осознал, что без него не было бы ни Вермеера, ни Рембрандта. Этот поразительный класс — о гении и злодействе. И о том, как они все-таки, совместились.