Венедикт Ерофеев – это культовый писатель для нескольких поколений филологов, литературоведов и обычных читателей. Они постоянно цитируют его «Москву-Петушки», а самого Веничку считают кем-то вроде литературной рок-звезды. Это неудивительно: он жил так, как и писал, «стоял у самого подножья общественной лестницы и плевал на каждую её ступеньку в отдельности», совершил головокружительное падение в бездну на глазах у всей московской интеллектуальной элиты и оставил после себя тексты, не поддающиеся никакой классификации. Поэма «Москва-Петушки» абсолютно «беззаконна» с точки зрения литературы: она нарушает все каноны, не подпадает под определение жанров и сделана из немыслимого семантического «винегрета». Но, вместе с тем, она представляет собой образец исключительной гармонии и манифест абсолютной свободы.
В этом классе тонкого и точного преподавателя МГУ Михаила Эдельштейна, которому посчастливилось общаться с учителями и биографами Венички, вы узнаете, из чего же конкретно состоит этот замысловатый интеллектуальный «винегрет». В первую очередь, вы откроете для себя потрясающую глубину ерофеевских аллюзий, посмотрите на поэму сквозь библейскую призму и попробуете уловить драматическую сторону произведения. Возможно, это получится у вас не сразу: но на то это и великий Ерофеев, чтобы играючи сочетать обнаженную трагедию с тотальной пародией.
Этот класс рекомендуем смотреть вместе с классом Постмодернизм в русской литературе: Венедикт Ерофеев.
Предыдущий класс: Михаил Булгаков: масскульт или высокая литература?